Новости и события

Научно-практический семинар для магистров “Современные направления музейной деятельности: традиции и новации” (Выставка «Русский север»)

31.03.2019



29 марта 2019 года в рамках научно-практического семинара для магистров “Современные направления музейной деятельности: традиции и новации” на площадке Исторического музея состоялся мастер-класс, посвященный актуальным вопросам экспозиционно-выставочной деятельности.

В сопровождении Савченковой Людмилы Львовны, опытного экспозиционера и интересного рассказчика, магистранты 1 и 2 курсов совершили увлекательное путешествие по выставке “Русский Север”, открывшейся в декабре прошлого года в здании Выставочного комплекса. Расположившаяся в четырех залах экспозиция знакомит посетителя с уникальным укладом жизни народов Русского Севера и формировавшимися на протяжении веков художественными промыслами. Основу экспозиции составили предметы из фондов музея.

Каждый зал раскрывает свою тему в соответствии с тематическим принципом построения выставки. Так, в первом зале расположились предметы, знакомящие с географией Русского Севера и формирующие первое впечатление о регионе; во втором зале разместились яркие образцы народной крестьянской культуры с присущей им нарядностью и красочностью, словно опровергая распространенные представления о суровости края; экспозиции третьего и четвертого залов отражают тесную связь искусства Русского Севера с церковью, демонстрируя яркие памятники иконописи, а также знакомя с историей Соловецкого монастыря и укладом жизни старообрядчества.

Особый интерес составили используемые в выставочном пространстве экспозиционные приемы. Достаточно распространенный прием “взаимной документации” позволяет выявить смысловую связь между экспонатами, благодаря формированию единого визуального образа в рамках одного тематико-экспозиционного комплекса. Так, симметрично расположившиеся на одном подиуме расписные шкафы, сундуки и литые ларцы взаимно документируют друг друга, образуя при этом не только гармоничный визуальный образ, но и формируя общее представление об особенностях художественного стиля мастеров Русского Севера. Представленные в этом же зале произведения искусства, принадлежащие руке выдающегося художника Якова Ярыгина, размещены в следующих друг за другом витринах таким образом, чтобы, с одной стороны, отразить индивидуальный и самобытный почерк мастера, а с другой – подчеркнуть уникальность каждого из предметов. Особенно актуально использование приема “овеществления” по отношению к письменным источникам в силу их слабой способности привлекать внимание за счет внешних характеристик. Например, в экспозиции представлены подлинные челобитные, написанные в защиту прежних богослужебных традиций и приведшие впоследствии к трагическим событиям в Соловецком монастыре, наглядной иллюстрацией к которым выступают изобразительные источники. Подчеркнуть особую художественную ценность одного из выдающихся памятников русского искусства XVII в., блюда “Времена года”, удалось благодаря расположению его в отдельной витрине на комфортном для осмотра уровне. А женский праздничный костюм в первом зале в центре приковывает к себе внимание в результате создания вокруг него свободного пространства.

Участниками мастер-класса была также затронута актуальная проблема использования в экспозиции вспомогательных материалов, в т.ч. и мультимедийных технологий. Важно отметить, что в данном случае вспомогательные материалы гармонично дополняет пространство выставки, не перегружая его, а раскрывая информационный потенциал экспонатов и расширяя возможности для их восприятия. Интерактивный экран позволяет подробно познакомиться с территорией и расположенными на ней объектами Выголексинского общежительства; благодаря мониторам, сопровождающим предметы изобразительного искусства, можно разглядеть мельчайшие детали росписей. Интересна модель северного крестьянского дома 1880-х гг. с расположенным напротив монитором, позволяющим увидеть его архитектуру изнутри.

Людмила Львовна отметила, что проектирование любой экспозиции всегда начинается с изучения фондов и подбора экспонатов, а итоговый результат зависит от взаимного диалога экспозиционера и художника. Работа музейного сотрудника сопряжена с рядом трудностей и порой не зависящих от него обстоятельств, необходимым условием для преодоления которых является любовь к своему делу.

Магистранты получили ценные знания и приятные впечатления, которые станут частью профессионального опыта и помогут в дальнейшей самореализации.

Искренне благодарим за организацию и проведение мероприятия нашу кафедру, Савченкову Л.В. и администрацию Исторического музея.

Автор текста Мария Диркс

ФОТОГРАФИИ