Новости и события

Конференция «Музей и национальное наследие: история и современность»

24.04.2019



10 – 11 апреля на кафедре музеологии РГГУ прошла XII Межвузовская студенческая научно-практическая конференция "Музей и наследие: история и современность". Конференция давно стала площадкой для демонстрации новых достижений и обсуждения актуальных проблем всего спектра гуманитарного знания.

Конференция открылась приветственной речью Колотаева Владимира Алексеевича – д-ра. филол.наук, профессора, декана ФИИ РГГУ, в которой он отметил, что проведение апрельской конференции на кафедре музеологии уже стало  традицией, которая объединяет исследователей из разных областей знания. Во вступительной речи Стефко Марии Станиславовны – канд.ист.наук, доцента, и.о. заведующего кафедрой музеологии ФИИ РГГУ было объявлено, что в этом году доклады были распределены по тематическим секциям.

Работу 1-ой секции «Гидрокультурное наследие: подходы к изучению и актуализации» открыла Сократова Полина, бакалавр 2 курса, с докладом на тему «Подводное культурное наследие Балтики», обозначив главную проблему – недостаточное представление Балтийского культурного наследия в музейном пространстве.

Быкова Анастасия и Денисова Мария, бакалавры 2 курса, представили совместную концепцию выставки «Мир бесконечности Андре Лабана». По задумке авторов первую попытку создания выставки можно организовать в пространстве выставочного зала РГГУ.

Лапинская Мария, магистрант 2 курса, в своем докладе обозначила проблемы взаимодействия историко-культурного наследия Белого моря с местными сообществами. Степина Мария, соискатель кафедры музеологии, подробно охарактеризовала виды культурно-исторических ландшафтов и отметила главенствующую роль рек в их формировании.

Магистрант 2 курса, Платонова Оксана представила историю походов, совершенных на корабле «Святитель Петр, митрополит Московский» - реплике поморской лодьи XVII  века с 2002 года до крушения корабля в 2014.

Бардашов Михаил, магистрант 2 курса, в своем докладе рассказал об уровне изученности и сохранения речного культурного наследия в европейских музеях. В частности, рассматривались следующие музеи: музей древнего судоходства в городе Майнц и музей лондонских доков в Лондоне.

Выпускник аспирантуры кафедры музеологии, Николаев Иван в докладе на тему «становление и развитие исследований морского и подводного культурного наследия Великобритании» охарактеризовал терминологические сложности в изучении Британского подводного культурного наследия, а также обозначил основные вехи в исследованиях.

Горлов Иван, магистр музеологии, выступил с темой «Роль архиометрических методов в подводной археологии». Автор кратко охарактеризовал некоторые методы, в том числе дендрохронологию, консервацию, физические методы и др.

Борисова Галина, соискатель музеологии, рассказала об объектах подводного культурного наследия в пещерах. Автор утверждает, что пещеры – сеноты можно разделить на два типа: затопленные и подводные.

Хохлов Сергей, соискатель кафедры музеологии, в совместном докладе с Фазлуллиным Сергеем Маратовичем, Ткаченко Юрием, Бардашовым Михаилом, Платоновой Оксаной представил итоги Кижской историко-географической экспедиции, проведенной летом 2018 года.

Ткаченко Юрий, соискатель кафедры музеологии, совместно с Хохловым Сергеем, Бардашовым Михаилом и Горловым Иваном выступил с темой «актуализация морского наследия: история линейного корабля Святослав». В заключении автор обозначил примерную структуру виртуальной экспозиции.

В завершении секции был прослушан заочный доклад Варлагина Вячеслава, соискателя кафедры музеологии. Автор осветил некоторые проблемы музеефикации подводного культурного наследия в Крыму.

Между докладами проводились мини-дискуссии для более детального обсуждения докладов. Таким образом, все желающие могли уточнить интересующий их вопрос. Растущие число участников, научный уровень докладов «гидрокультурной» секции показывает качественное развитие данного направления на кафедре музеологии.

Модераторы секции:

Фазлуллин Сергей Маратович – РГГУ, канд.геогр. наук, доцент, член-корреспондент РАЕН; Конькова Людмила Викторовна – РГГУ, д-р.ист. наук, профессор

 

После перерыва открылась секция «Социокультурное измерение музея», на которой выступили студенты Российского Университета Дружбы Народов с кафедры теории и истории культуры. Были прослушаны следующие доклады:

Свиридов Сергей, Мусаева Каримат  в докладе «Проблематика репрезентации искусства новых медиа в пространстве районных галерей» рассмотрели следующие положения. Авторы утверждают, что новые медиа – это радикально иная парадигма коммуникаций, они представляют собой новый этап эволюции человеческих коммуникаций, движение от визуальности к телесности. Репрезентация искусства новых медиа была рассмотрена на примере «Кибер тело и его след», которая проходила в ГВЗ «Ковчег».

Пшеничный Пётр выступил с темой «Мемориальное пространство «Московского концептуализма»: осмысление через экскурсионное проектирование». Экскурсия  «Концептуальный меридиан», которая состоялась в районе Беляево 30 марта 2019 года. Экскурсия стала частью более амбициозного и масштабного проекта галереи «Беляево»  под названием «Развитие Беляево». Этот проект выиграл грант Потанина на развитие локальной идентичности района. По словам докладчика, в ходе экскурсии идет погружение в романтическую атмосферу искусства второй половины 70-х и экскурсанты вживаются в роль художников-бунтарей, живших когда-то по соседству с нами.

Черных Анастасия рассказала о культурно-образовательной деятельности в музее PERMM. Пермский музей современного искусства / ПЕРММ / PERMM — государственный музей современного искусства. По мнению автора, музей видит свою задачу в преобразовании городского пространства, очеловечивании промзон, формировании культурного досуга, повышении туристической привлекательности города. Проекты, спровоцированные музеем, будоражат общество, создают уникальный социальный фон, вовлекая в дискуссию каждого жителя и гостя Перми.

Байдина Дарья рассказала об опыте исследования наследия древнерусского искусства в г. Ярославле на примере Митрополичьих палат. С 1977 года здесь расположен отдел древнерусского искусства, экспозиция и выставочные залы. Докладчик подробно рассказал историю бытования, проекты реставрации Митрополичьих палат. Совместно с ГИМом, Ярославский художественный музей в 2019 году представили выставку «Обретение».

Печенкина Алина в докладе «Музеи Майорки: российский взгляд» повествует о музеях Майорки, о взглядах русского туриста, обывателя и, конечно же, студента. Остров Майорка славится своими пляжами, полными бухтами, большим потоком туристов, начиная с мая по октябрь. Из рассказов местных жителей, автором было выяснено, что коренное население крайне недовольно таким большим количеством туристов, которые приезжают просто отдыхать. Кроме того, было перечислено 5 музеев разного профиля, которые рассматривались с точки зрения личного опыта российского студента. У музейных сотрудников есть обязанности как в туристической сфере, так и в образовательно-просветительской.

Традиционные выступления студентов из РУДН показали вовлеченность современной молодежи в проблемы, связанные с сохранением культурного наследия, улучшением качества музейной работы. В завершении секции были высказаны пожелания о продолжении научного сотрудничества между университетами, и в частности, между кафедрами.

Модераторы секции:

 Калита Светлана Павловна – РУДН, канд.культурологии, доцент; Полякова Марта Александровна – РГГУ, канд.ист.наук, профессор

 

Заключительная секция первого дня конференции была полностью отдана молодым музейным специалистам - недавним выпускникам кафедры музеологии. Все выступающие, практикующие музейные работники, рассказали об особенностях и сложностях своей работы. Лейтмотивом  дискуссии являлся вопрос: «Музей – для молодых?»

Открыла круглый стол  Галина Талипова с докладом "Исследование фотографических коллекций в Политехническом музее". В своем докладе она сделала акцент на истории фотографических коллекций музея и особенностях атрибуции фотоисточников.

Вторым докладчиком была Антонина Крупнова - заведующая отделом научно-просветительской и методической работы Государственного литературного музея им. В.И.Даля. Антонина рассказала о структуре ГЛМ, особенностях работы в методическом отделе и мероприятиях, проведенных в музее под патронажем ее отдела.

Следующей выступила Юлия Вакс - научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного Исторического музея. Она рассказала о том, каким образом попала в Исторический музей, особенностях работы экспозиционного отдела, а также обратила внимание на то, что знания, полученные на кафедре музеологии оказались крайне полезными в ее будущей работе.

Завершила круглый стол руководитель выставочного отдела музейно-выставочного объединения "Манеж" Елена Левицкая. Ее рассказ коснулся специфики работы "Манежа" в целом и выставочного отдела в частности. По словам Елены, работа в экспозиционно-выставочном отделе является одной из самых трудоемких в музейной профессии.

После выступления всех докладчиков была проведена дискуссия, в ходе которой обсуждались такие вопросы, как зарплата музейных работников, проблемы в коммуникации с более опытными членами коллектива. Одной из основных тем для обсуждения стал вопрос о том, насколько полезными стали знания, приобретенные в РГГУ, и пригодились ли они в реальной музейной практике. В этом ключе обсуждалась текущая учебная программа: что необходимо добавить, а что можно из нее исключить.

Модераторы секции:

Черкаева Ольга Евгеньевна – канд. культурологии, доцент; Стефко Мария Станиславовна – канд.ист.наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой музеологии

 

Второй день конференции начался со вступительной речи Черненко В. В.(канд. геол.-минерал. наук, доцент, действительный член Академии горных наук). По ее словам,  впервые на конференции кафедры открыта секция, посвященная выставочным проектам. Это вызвано необходимостью  более детального рассмотрения научных концепций студентов, обучающихся по профилю «выставочная деятельность».

Шурыгина Наталья, магистрант 2 курса, выступила с докладом «Сохранение и актуализация литературного наследия: первые шаги». Литературное наследие включает в себя множество аспектов. С этой точки зрения докладчик рассматривает проблему сохранения и актуализации литературного наследия. Создание литературного музея - это желание увековечить память о гении литератора. Докладчик обращает внимание на эволюцию форм литературных музеев: от музея писательского быта до музея литературного героя или произведения.

Поцяпун Маргарита, бакалавр музеологии, продемонстрировала замысел выставочного проекта «Ах дорога, куда же летишь ты?». В основе проекта -  понятия «дорога» и отражение его в искусстве XVIII - XIX вв. Понятие «дорога» автор связывает с идеей широкого русского пространства, с одной стороны, и с необходимостью преодоления трудностей на жизненном пути - с другой. Три раздела научной концепции: «Дорога - удивительное дело»; «Карету мне, карету»; «Дорога не скажу куда», основываются на предметах, сопровождающих людей в дороге.

Лунин Александр, магистрант 1 курса, представил научную концепцию выставки «Волга - река жизни». Волга - национальное достояние России, ее символ. В основе данной научной концепции - исторические события на Волге, начиная с XVIII в. и до настоящего времени. Большинство предыдущих проектов с подобной тематикой были посвящены изобразительным источникам и фотоматериалам; в отличие от них, автор концепции предлагает показать  важные исторические события, основываясь на предметной базе, в частности - макетах.

Балашова Анна, бакалавр 4 курса второго высшего образования, презентовала научную концепцию проекта «След Олимпиады 80’». Выставки, посвященные олимпиаде 1980 года, проходят регулярно, однако, научная концепция докладчика объединяет все аспекты олимпиады в единое целое. Основу работы составляют пять разделов: архитектура, спорт, культура, символика и коллекционирование - это своего рода пять олимпийских колец. На выставке использован широкий предметный ряд: от архивных документов до моделей и макетов уникальных архитектурных сооружений.

Лидов Андрей, бакалавр 4 курса, обозначил возможные мультимедийные решения для выставочного проекта «Автоспорт: амбиции и прорывы». Цель данной научной концепции - раскрыть тему развития автоспорта. Задачи выставки определены тематикой разделов: двигатель внутреннего сгорания, знакомство с крупнейшими производителями автомобилей, развитие автомобилей, важнейшие гонки автоспорта. Хронологические рамки определены 1890 - 2020 гг. Автор отмечает, что развитие автоспорта не представлено в музеях в полном объеме. Научная концепция привлекает мультимедийные технологии для ведения диалога с посетителем.

Федоренко Наталья, магистрант 2 курса, рассказала о междисциплинарном подходе к экспонированию предметов аудиотехники на примере выставки «Покажи мне звук!». Цель выставки «Покажи мне звук» - представить электронику с новой точки зрения, основываясь на междисциплинарном подходе, который выражен через предметную базу. Докладчик акцентирует внимание на популяризации и сохранении предметов аудиотехники. Выставка дает ответ на вопрос, что такое звук и определяет роль звука в жизни общества.

Романюк Елизавета, магистрант 1 курса, представила  экспозиционный замысел выставочного проекта «Рок музыка в России 1990-х - 2000-х гг». Выставка музыки и музыкантов, по мнению автора, это нечто необычное и новое для России.  Цель - ретроспективный показ периода и устройство рок-индустрии через творчество музыкальных коллективов. Показывать музыку через фотографии - это классика показа рок-движения, в свою очередь, автор предлагает мультиформатный подход к выставке - предметную базу будут составлять билеты, записи артистов, фотографии, концертная деятельность, работы фанатов.

Ли Чо Лонг, аспирант 3 курса, выступила с темой «Международные выставки и правовое регулирование временного вывоза культурных ценностей Кореи». Проблема сохранения объектов культурного наследия в Республике Корея была осознана в 1960-е гг. К началу XXI в. политика по охране культурного наследия получила законодательно оформленную основу, которая в настоящее время динамично развивается. Международная выставочная деятельность Кореи сегодня направлена на распространение знаний о корейской культуре и на возрождение культурной идентичности. Взаимодействие Кореи и России в плане выставочной деятельности началось в 2010 г., за этот период было проведено 6 международных выставок.

В промежутках между докладами проводились короткие обсуждения заявленных проектов. Так, можно отметить активное обсуждение выставки «Покажи мне звук!» Докладчик Федоренко Н. А. отмечает, что в результате выставки произошло перекомплектование музея и расширение музейной аудитории. 

Модераторы секции:

Черненко Виктория Викторовна - канд. геол.-минерал. наук, доцент, действительный член Академии горных наук; Сундиева Аннэта Альфредовна – канд.ист.наук, профессор

 

После перерыва начала свою работу заключительная секция «Актуальные практики изучения и сохранения культурного наследия». Были заслушаны следующие доклады.

Музыка Никита, магистрант 1 курса, представил доклад «Советская экспозиционная практика 1920-х гг.» В отличие от живописи или поэзии, искусство музейного ансамбля не было в полной мере изучено. До революции выставки были направлены на узкий круг знатоков, после революции начал преобладать посыл коллективности и массовости. В 1918 году была проведена первая выставка ВСНХ в Москве. В 1923 году – Всероссийская кустарно-сельскохозяйственная выставка. В 1925 году на выставке декоративных искусств в Париже был показан инновационный прием – павильон стал экспонатом.

Лобанов Дмитрий, магистрант 2 курса, выступил с темой «Экспозиция в крепости Керчь: проблемы сохранения». Крепость Керчь – уникальный культурно-исторический объект. По мнению докладчика, создание экспозиции в крепости в будущем не только положительно повлияет на развитие данного района, но и может привести к образованию вокруг объекта военно-исторического парка, а также поможет росту туристического потока в регион.

Поляков Сергей, магистрант 1 курса, представил доклад «Система риск-менеджмента культурного наследия: о перспективах и особенностях применения в РФ». Согласно статистике, каждые 10 минут памятник подвергается разрушению. В начале 1990-х тема риск-менеджмента начинается разрабатываться исследователями из Канады (работы не переведены на русский язык). На русском языке выходили пособия по музейной безопасности и сохранности музейных коллекций. Методы, применяемые канадскими коллегами, требуют доработки в российских реалиях.

Сокоренко Ольга, бакалавр 3 курса, выступила с темой «Костюм Екатерины II в собраниях отечественных музеев». Придворный костюм Екатерины II представляет исключительный научный интерес. Она первой ввела в светскую моду русское платье, которое получило распространение не только в России и в Европе. Автор констатирует, что Екатерина ввела в моду мундирное платье, современная типология которого вызывает вопросы у исследователей.

Гречихина Екатерина, магистрант 2 кура, представила доклад на тему «Театральное творчество Тамары Старженецкой (на материалах фондов Российского национального музея музыки)». Тамара Старженецкая – театральная художница, большое количество работ которой представлено в Российском национальном музее музыки. Основой исследования докладчицы была сценография данной художницы. Особенностями ее творчества является самобытность и стремление передать смысл символами.

Рыбак Александра, магистрант 1 курса, презентовала тему «О роли музея в презентации политической культуры России 1990-х годов: к постановке проблемы». Музей формирует у людей представление о прошлом, т.н. «историческую память». При показе 1990-х годов музеи, в основном, фокусируются на политической составляющей. Музей современной истории России и Музей политической истории России будут представлять собой научную модель изображения прошлого, где главной движущей силой было противостояние различных групп. Ельцин-центр и Музей демократии представят 1990-е как позитивную эпоху либерально-демократических преобразований. Парки «Россия – моя история», хоть и не являются музеями, но предложат свой вариант представления 1990-х – как эпоху перехода к деятельности В.В. Путина.

Садовников Василий, бакалавр 4 курса, выступил с темой  «Колокола и звоны Ростовского кремля как объекты культурного наследия России».Колокола и звоны Ростовского кремля (XVII-XIX вв.) является уникальным памятником культуры. Ростов – единственное место в России, где сохранились нотные записи колокольных звонов, созданных до революции. Докладчик в своем сообщении представил историю звонницы Ростовского кремля.

Рыбалова Надежда, магистрант 2 курса, представила тему «Экспонирование иконописи в цифровую эпоху». Экспонирование икон, в целом, осталось таким же, как и сто лет назад. По словам докладчика, благодаря мультимедиа экспоненты могут каким-то образом дополнить информацию о самом предмете на выставке, но все равно склоняются к использованию «магии оригинала». В докладе были описаны подходы к использованию мультимедиа, использовавшиеся тремя основными российскими музеями, владеющими самыми большими собраниями икон – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Между докладами проводилось обсуждение прошедших сообщений. Так, М.А. Полякова говорила об актуальности доклада С.А. Полякова и заметила, что в настоящее время это приобретает большую значимость из-за процесса реституции.

Модераторы секции:

Сундиева Аннэта Альфредовна – канд.ист.наук, профессор; Черкаева Ольга Евгеньевна – канд. культурологии, доцент

 

Работа конференции завершилась  презентацией книги М.А. Поляковой, канд. ист. наук, профессора кафедры музеологии ФИИ РГГУ «Культурное наследие России: сохранение и актуализация». Марта Александровна рассказала о процессе создания пособия, а также о новых материалах, которые могут быть полезными не только студентам, но и всем интересующимся культурным наследием России.