Актуальное интервью с Аннэтой Сундиевой, РГГУ
12.05.2013
Что такое музейная профессия, где могут получить образование будущие музейщики, идут ли музеологи работать в музей, что такое современный музей и каких сотрудников ждут в таком музее — эти вопросы мы решили задать заведующему Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексею Лебедеву, директору Самарского литературно‐мемориального музея имени М. Горького Людмиле Савченко и заведующей кафедрой музеологии Российского государственного гуманитарного университета Аннэте Сундиевой.
Аннэта Сундиева:
« 1990-е годы были невероятно тяжелыми для наших музеев: музейные специалисты, которые тогда в них работали, совершили настоящий подвиг, сохранив и музейные фонды, и музейную сеть страны. »
Аннэта Альфредовна, история прихода в профессию у каждого своя. Какова ваша история, как вы заинтересовались музейным делом?
Всегда хотела стать историком. Целенаправленно поступала на истфак МГУ имени М. В. Ломоносова, затем заканчивала там аспирантуру и защищала диссертацию по истории общественного движения XIX века в России. Параллельно начала работать старшим научным сотрудником в НИИ культуры, полагая, что временно, но осталась там на долгие годы.
С какими музеями и музейными организациями вам доводилось работать? Какие считаете наиболее важными и почему?
Более двадцати лет я проработала в Российском институте культурологии, который является старейшим и, наверное, самым известным музееведческим центром в стране. В институте был приобретен опыт исследовательской работы в области музеологии, написаны первые статьи по истории музейного дела. Затем я возглавила сектор, который осуществлял большой проект — подготовку и издание Российской музейной энциклопедии (РМЭ). Двухтомная энциклопедия вышла в 2001 году, в 2005 году появилось второе издание. До сих пор это единственная в мире музейная энциклопедия. Она дает представление о развитии музейной практики в нашей стране за три столетия. РМЭ впервые опубликовала 300 кратких научных биографий российских музейных специалистов, сведения более чем о 800 музеях страны, историко‑культурные очерки всех регионов России. В ходе этой работы сложился замечательный творческий коллектив, родились идеи новых проектов.
Параллельно с работой в РИК с 1996 по 2001 год я возглавляла музейную номинацию конкурса провинциальных учреждений культуры «Окно в Россию», организованного газетой «Культура» и руководимого тогда Ю. И. Белявским. Этот конкурс позволил перечитать сотни материалов, присылаемых музеями в газету, и побывать в десятках музеев, работавших в разных регионах страны — в Центральной России, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. 1990‑е годы были невероятно тяжелыми для наших музеев. Музейные специалисты, которые тогда в них работали, совершили настоящий подвиг, сохранив и музейные фонды, и музейную сеть страны. Буквально каждое посещение музея – участника конкурса становилось праздником, открытием, вселяло веру в неисчерпаемые возможности музея. Подвижничество, благородство и энтузиазм работавших там людей восхищали. Победители и лауреаты конкурса — Ярославский художественный музей, Хабаровский краевой музей, Красноярский краевой краеведческий музей и другие — и сегодня среди лучших музеев страны.
Вы были на кафедре с самого начала, стояли у истоков? Как и когда она была организована?
Кафедра возникла в середине 1980‑х годов в Историко‑архивном институте. Первым заведующим кафедрой был Александр Иванович Фролов. Затем сформировался факультет музеологии, который перерос в факультет истории искусства (ФИИ), а кафедру музеологии возглавила Светлана Ивановна Сотникова. Меня пригласили позднее. С конца 1990‑х я читала в РГГУ лекции по истории музейного дела, в 2005 году пришла работать на кафедру и в скором времени ее возглавила.
Как изменилась музеология за последние годы? Что изменилось в связи с этим в преподавании?
Музеология медленно, но неуклонно завоевывает позиции полноценной учебной и научной дисциплины. Расширяется ее исследовательское поле, которое сегодня включает практически все проблемы, связанные с культурным наследием. Преподавание музеологии, музейного дела в высшей школе очень стимулирует развитие теории. Любая учебная дисциплина есть система знаний. Эту систему мы постепенно и выстраиваем. Появляются учебники, учебные пособия, справочники, которых не было 15 – 20 лет назад, в процесс осмысления теории и истории музейной практики включаются все новые специалисты. Кафедра музеологии Санкт‑Петербургского государственного университета издает международный научный журнал «Вопросы музеологии». Растет число не только кандидатских, но и докторских диссертаций по музейным проблемам.
Какие программы есть сейчас, на кого рассчитаны, какие предметы проходят студенты?
На кафедре готовят бакалавров‑музеологов по профилю «Выставочная деятельность». Студенты по этой программе обучаются четыре года и получают высшее образование. Изучают в основном гуманитарные дисциплины, знакомятся с музейной практикой и прослушивают 10 специальных курсов, позволяющих им потом вести выставочную работу в музеях. Среди таких курсов — «Музейный дизайн», «Концептуальные выставки», «Современная массовая культура», спецсеминар по проектированию экспозиций и другие.
Эту же квалификацию можно получить как второе высшее образование за три года.
Для тех, кто уже имеет высшее, но не музейное образование, в 2011 году мы открыли магистерскую программу «Социокультурное проектирование в музейной практике». Особый акцент в обучении по этой программе сделан на освоение проектных технологий, рассматриваемых как эффективный механизм музейного менеджмента. В 2013 – 2014 учебном году мы открываем магистерскую программу «Культурное наследие в пространстве музея: хранение и изучение» для подготовки музейных хранителей, способных работать со всеми видами культурного наследия.
При кафедре также работает очная и заочная аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации.
Что бы вы хотели добавить в учебный план, может, что‑то усовершенствовать?
Свои программы мы обязательно подправляем каждый год — рекомендуем новую литературу, стараемся использовать наиболее современные способы ведения занятий, вводим новые курсы по выбору студентов, новые факультативы, спецкурсы. Например, в этом году впервые читался спецкурс «Управление подводным наследием» (преподаватель С. М. Фазлуллин). В дальнейшем хотелось бы увеличить число мастер‑классов музейных специалистов, расширяющих кругозор и представление о будущей профессии, более интересной и эффективной сделать ежегодные учебные практики в музеях, включиться в международный обмен студентов, открыть новые образовательные программы.
Кто приходит учиться на кафедру музеологии? Где работают студенты, выпускники, где проходят практику?
На бакалавриат приходят учиться и получать высшее образование школьники. Их общая подготовка, несмотря на высокие баллы ЕГЭ, оставляет желать лучшего. Свою будущую профессию многие тоже плохо представляют. Конечно, есть и приятные исключения. В магистратуре иная ситуация. К нам пришли люди мотивированные, уже имеющие образование (причем самое разное), но стремящиеся получить специальную музейную подготовку. Они готовы серьезно и много заниматься, с ними легко и интересно работать.
Окончив обучение, выпускники последние годы уходят работать именно в музеи — хотят попробовать свои силы в создании новых выставок, реализации проектов. Сегодня уже трудно назвать московский музей, в котором не было бы выпускников кафедры. В ГИМ, Музеях Московского Кремля, в Третьяковской галерее, в ГМИИ имени А. С. Пушкина, в новом Мультимедиа Арт Музее, в музеях‑усадьбах «Останкино», «Архангельское», «Кусково» и других музеях мы встречаем своих бывших учеников. Среди них уже есть директора музеев и главные хранители, руководители выставочных отделов, научные сотрудники фондовых отделов.
Кафедра поддерживает связь с другими вузами?
На базе нашей кафедры действует Учебно‑методическая комиссия по музеологии. Поэтому мы поддерживаем связь со всеми музеологическими кафедрами страны, которых сегодня 35. Четыре кафедры работают в Санкт‑Петербурге, в том числе старейшая музейная кафедра при Санкт‑Петербургском государственном университете культуры и искусств. Нашими ближайшими партнерами давно стала кафедра музеологии Томского государственного университета. Именно этот коллектив был организатором студенческих олимпиад по музеологии, которые в этом году мы собираемся возобновить. В Москве музеологов готовят — кроме РГГУ — в Московском государственном университете культуры и искусств. Студенты МГУКИ уже несколько лет участвуют в научных студенческих конференциях по музеологии, проводимых в РГГУ. Раз в год преподаватели музейных кафедр собираются в РГГУ на пленумы, проводимые Учебно‑методической комиссией, обмениваются опытом, дискутируют.
Связь с зарубежными коллегами помогают поддерживать ИКОМ России и наш коллега из Чехии, ученик известного чешского музеолога Збигнева Странского Ян Долак, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по музеологии и мировому наследию Университета имени Т. Масарика в Брно.
Как поступить, какие экзамены сдавать, когда, какие формы обучения предусмотрены?
На бакалавриат зачисляют по результатам ЕГЭ (история, русский язык, иностранный язык). В магистратуру сдают экзамены по предмету «Музейное дело» и иностранному языку. Вся информация есть на сайтах кафедры и РГГУ[1]. Те, кто не прошел на бюджетные места, могут начать учиться на договорной основе, а затем пробовать перевестись на бюджет или перепоступать, не теряя год.
Что вы пожелаете студентам и абитуриентам, желающим поступить учиться, прийти в профессию музеолога?
Учиться много и с удовольствием. Музеология — очень творческая профессия, и те, кто выбрал ее, редко жалеют об этом.
г. Москва. Беседовала Дарья Сабинина